
Уходят старожилы, и уходит память. Архивные данные не сохраняют и малой доли того, что хранят в памяти местные жители и сотрудники заповедника. История развития территории охранной зоны заповедника стирается из памяти. А как известно люди, не знающие и не помнящие историю своей малой Родины относятся к ней без должного уважения.
В ходе научных исследований осени 2025 года (фото 1), связанных с изучением берегов водоемов около села Ильинское было выявлено, что ряд водоемов имеют искусственное происхождение (главное фото и фото 2). На фото показаны озера, которые сформировались на месте торфяных разработок середины прошлого столетия. Мы смогли найти некоторую информацию. В сороковых годах в Татарстане велась добыча торфа, который использовался в качестве топлива для производственных нужд предприятий республики. Объём добычи в 1940 году – 168 тыс. тонн торфа. Площадь торфяников автономной республики на 1941 год – 27 тыс. га с запасом 320 млн кубометров, что позволяло ежегодно добывать порядка двух миллионов тонн воздушно-сухого торфа. Торф добывался открытый способом, так как месторождения расположены на земной поверхности. При этом проводили осушение территории – выбранную залежь осушали до 75–80% влажности с помощью сложной системы дренажных каналов. Гидротехнические сооружения (задвижки, шлюзы) позволяли контролировать уровень грунтовых вод в залежи.
В ходе научных исследований вместе с сотрудниками Окского заповедника около села Ильинское были выявлены характерные карьерные участки и дренажные каналы, отводившие воду от залежей торфа. Отводились эти дренажные каналы в реку Сумка (фото 3 и 4). Сейчас эти территории превратились в живописные места, поросшие растительностью. Весной и осенью на этих территориях останавливаются водоплавающие перелетные птицы, некоторые гнездятся на территории бывших разработок (фото 5 и 6).
Весной этого года на одном из этих озер была обнаружена большая бобровая хатка (фото 7). Недалеко от карьеров протекает река Сумка, берущая начало намного выше и проходящая через Волжско-Камский заповедник. На сегодня лишь некоторая часть данного карьерного участка относится к охранной зоне заповедника.
Автор текста Максим Егоров, ст. научный сотрудник.
#ВестиНауки@vkgz1960





















